Взаимодействие фотографа и модели
Последнюю, десятую, часть я завершил выдержкой из диалога между мной и Марией – героиней главного примера серии статей «Взаимодействие фотографа и модели». Мы согласовали ключевые сюжеты для будущей съёмки.
Сейчас я хочу сделать паузу в описании, построенном на главном примере, и обратить Ваше внимание на другие случаи, раскрывающие взаимодействие фотографа и модели на этапе разработки проекта, а именно в период создания ключевых сюжетов.
Дополнительные примеры, я взял их из личной практики, включу в обобщение, отражающее содержание и принципы построения набора-списка ключевых сюжетов. Покажу, что список ключевых сюжетов можно оформлять и представлять разнообразными способами в зависимости от сложности проекта и того, кому я собираюсь его показывать: только себе, модели, другим специалистам, задействованным в реализации проекта, заказчику.
Создание ключевых сюжетов – процесс, обладающий как общими чертами для проектов из различных направлений фотографии, так и отличиями, определяемыми, в первую очередь, проектной задачей. Примеры, которые я приведу, отражают взаимодействие фотографа и модели в контексте разнообразия процесса, его общностей и различий. Примеры будут затрагивать как коммерческие, так и некоммерческие проекты.
В завершение я подробно опишу значение ключевых сюжетов, их создания, планирования, в том числе в репортажной фотографии.
Разработка проекта – процесс комплексный, в который часто вовлечена команда различных специалистов. В него может входит не только:
предварительные встречи,
непосредственное наблюдение за внешностью модели,
анализ технических фотографий и информации, предоставленной моделью о себе, в частности, её художественных предпочтений, выраженных в иллюстрациях,
создание текстовых описаний и рисунков
но и:
подготовка сопроводительных иллюстраций,
продумывание световых схем,
подбор одежды, макияжа, причёски, реквизита, музыкального сопровождения, места и времени съёмки,
составление списка оборудования и организационного плана,
разработка расписания одного или нескольких съёмочных дней и маршрута трансфера,
расчёт финансовых смет, иногда, с кратким экономическим обоснованием.
Во всех перечисленных операциях фотограф и модель могут взаимодействовать в той или иной форме. Например, чтобы составить маршрут трансфера необходимо в непосредственном общении узнать у модели, как ей удобно прибыть на место съёмки.
Список ключевых сюжетов – сценарий – может содержать техническую информацию о съёмке, которую модели, часто, нет необходимости знать. Например, расположение источников света и их мощности относительно друг друга. Наоборот, у модели могут возникнуть сложности в том, чтобы разобраться в обилии специальной информации. Ей потребуется потратить больше времени и сил, чтобы выделить содержание, предназначенное ей. Поэтому я создаю два комплекта-сценария: один для себя, другой для модели. Они во многом похожи.
Перед тем как выделить их содержания, обозначу, кратко опишу и примерами проиллюстрирую виды «кирпичиков», из которых может состоять комплект – список ключевых сюжетов.
1. Раскадровки (наброски, эскизы) к каждому ключевому сюжету
Отражают опорный кадр с разной степенью детальности: схематично или с учётом светотени и цветовых сочетаний. Позволяют рассчитать и оценить композицию, а также показать другим людям, как я – фотограф – вижу будущий кадр. Необходимы в проектах с концепцией, которая ранее частично или полностью не реализовывалась никем том в виде, в котором я её себе представляю. Ценятся заказчиками. Чем выше бюджет проекта и уровень ответственности, тем выше ценятся.
Часто, вместо рисунков я представляю модели, заказчику уже готовые чужие фотографии, которые частично или полностью отражают концепцию. Тем не менее, я пришёл к тому, чтобы освоить рисунок, в частности, пластическую анатомию. Эскиз позволяет быстро и с нужной точностью зафиксировать визуальные образы, возникающие в моей голове. Я осознал, что часто эффективнее, набросать будущий кадр, сюжет от руки, чем искать нечто похожее в Интернет или альбомах с фотографиями и репродукциями образчиков изобразительного искусства.
Эскиз можно заменить схемой расположения в пространстве включённых в кадр предметов, изображённой в одной-трёх проекциях, или схемой, отражающей позу модели и положение тела относительно других предметов.
Иллюстрировать один сюжет могут несколько рисунков. Непосредственно на эскизе или на его отдельной копии можно выделить ключевые элементы композиции и ритмический рисунок.
Рис. 1 и 2. Схематичные раскадровки с краткими пояснениями и итоговые изображения в проекте «Пополнение портфолио модели». Пример того, насколько важно делать простейшие зарисовки. Обратите внимание, идеи (помечены мной красными «галочками») и их результат не соответствуют друг другу точь-в-точь. Тем не менее, я вряд ли придумал бы «на ходу», как обыграть коробку из-под обуви, свёрнутый в рулон бумажный фон на заднем плане, заглядывающий в кадр стол (рис. 1) и угол столешницы вместо узкого высокого стула, который упоминал в пояснении к схеме (выделено красным на рис. 2).
Рис. 3. Менее схематичная, в сравнении с предыдущей, раскадровка и результат планирования – итоговое изображение. Основная идея сохранена – показать спину, одев кардиган задом-наперёд. Сюжет родился под вдохновением одного из произведений Жана-Франсуа Жонвеле (Jean-Francois Jonvelle). А медное этническое украшение взяла с собой модель «на всякий случай». Оно нашло своё место спонтанно.
Рис. 4. Ключевой сюжет в форме описания и результат планирования – итоговое изображение. Зарисовка здесь играет больше сигнальную роль, чем содержательную. Во время съёмки, когда макияж и фрукты были на своих местах, я увидел, что в первоначально спланированном кадре чего-то не хватает. Решил добавить бусы: они подкрепляли цветовую схему. Сложил их вдвое и нашёл, что их можно повязать не вокруг шеи, а вокруг головы, олицетворить косынку (покрытая голова у женщины – символ эмоциональной теплоты, материнства, женственности) и создать неоднородный, «рыхлый», контур вокруг лица, тем самым, выделив последнее.
2. Текстовые пояснения к раскадровкам в целом или их фрагментам
Могут отражать:
названия предметов и их значимые параметры
«Лиф красного цвета с мягкими чашками»,
смысловые элементы
«Бретель приспущена», «ухо пересекают два-три локона»,
иерархию восприятия смысловых элементов зрителем
«1 – губы, отражённые в зеркале, 2 – губная помада в руке, 3 – оголённые ягодицы, 4 – хромированный руль мотоцикла»,
используемые выразительные средства
«Затенение», «световое пятно».
Рис. 5. Раскадровки с пояснениями. Пояснения – это детали. Детали – это всё. Они могут отражать не только «сухую» информацию, но и эмоции «Чулки на руках – самое то!». Модель, увидев такие надписи, получит возможность легче и глубже почувствовать сюжет. Когда модель почувствует сюжет, захочет по-своему его интерпретировать на съёмочной площадке – успевайте дышать! Дух захватывает от происходящего и результата.
3. Описания к каждому ключевому сюжету
Включают:
Ракурс
«Полноростовой портрет, горизонтальное расположение кадра, точка съёмки выше уровня головы модели, анфас, взгляд на зрителя»;
название, отражающее содержание сюжета
«Расстёгивание бюстгальтера», «поцелуй», «пробежка вдоль берега»;
выражаемые моделью эмоции лицом и телом
«Сдержанная улыбка, глаза улыбаются, левая нога на носке, плечи опущены, приятие, спокойствие, радость»;
идею сюжета
«Высвобождение энергии», «свободная экспрессия себя»;
дополнительные элементы образа такие как: цветовое решение («контраст по насыщенности оранжевого и контраст по цветам голубого и оранжевого»), особенности макияжа, причёски, одежды и предметов, включаемых в кадр.
Рис. 6. Описания сюжетов. С описаний удобно начинать разработку ключевых сюжетов. Можно выражать на бумаге лишь отдельные слова, словосочетания и фразы, не заботясь о том, чтобы все они были связаны между собой. Текст – второй уровень описания. Он олицетворяет то, что происходит в моём – разработчика – воображении. В черновом варианте текст может быть коротким. Затем я могу переписать его, добавляя детали. На завершающем уровне анализирую: насколько тот образ, который я выразил, соответствует проектной задаче, концепции проекта.
4. Вариации сюжета
Создаются в форме дополнительных рисунков или в виде текста.
«Вар. 1: в центре внимания мужчина, его взгляд после поцелуя, женщина обнимает его лицо ладонями (последнее не в фокусе)»,
«Вар. 2: в центре внимания женщина, глаза закрыты, губы слегка приоткрыты, ладонями обнимает лицо мужчины (оно не в фокусе)».
5. Расписание
В нём указываются время начала и продолжительность съёмки.
В сложных и во многих коммерческих проектах расписание может совмещаться с маршрутом трансфера, а также включать в себя:
начало и продолжительность перерывов на подготовку моделей к съёмке, нанесения макияжа и рисунков на тело, создания причёски, одевания и так далее;
временные промежутки на подготовку места съёмки, монтирование и установку декораций, установку и настройку осветительного оборудования;
перерывы на приём пищи и отдых;
лаги – короткие временные промежутки на неопределённые, непредвиденные, расходы времени;
прочие процедуры, «выстраивающиеся» вокруг чистого времени съёмки.
В качестве примера приведу расписание одного съёмочного дня в рамках продолжительного коммерческого проекта, реализуемого мной в рекламной фотографии для каталога. Я отправил расписание заказчику в составе списка ключевых сюжетов.
8.50 – сбор фотографа и ответственного за фотографируемые предметы около центрального входа (ул. Тимона и Пумбы, 5)
9.00 - 9.30 – установка света;
9.30 - 11.50 – съёмка предметов «не на модели» (15 фотографий) и на манекене головы (13 фотографий);
11.50 - 12.00 – сбор моделей (Виктория, Екатерина) и визажиста, 10-минутный лаг;
12.00 - 12.30 – обеденный перерыв (в студии или в здании есть «ButterBrot»), подготовка моделей;
12.30 - 12.50 – смена света, подготовка моделей;
12.50 - 17.10 – съёмка в полный рост (47 фотографий из них 3 фотографии поясов с инструментами), 10-минутный перерыв в середине;
17.10 - 17.30 – смена света;
17.30 - 17.55 – съёмка перчаток на руке (5 фотографий);
17.55 - 18.00 – отъезд из студии.
6. Финансовая смета и её экономическое обоснование
Создаются, часто, с привязкой к расписанию.
В смете указываются статьи, объёмы и суммы расходов. К типичным статьям расходов могут относиться: аренда помещения, аренда оборудования для съёмки, аренда или приобретение, или изготовление реквизита и костюма модели, аренда трансфера, трудовые выплаты ассистентам, визажистам и другим специалистам, задействованным в реализации проекта.
Экономическое обоснование оформляется в форме текста, вставляемого после сметы-таблицы или в форме кратких комментариев непосредственно в таблице, например, в поле «Примечание». Чаще всего, заказчик, даже будучи «подкованным» в особенностях производства фотографии, хочет ясно понимать, что ни одну статью расходов из сметы нельзя вычеркнуть или уменьшить без существенного влияния на результат.
7. Списки реквизита к каждому ключевому сюжету
«Свитер тонкий из шерсти однотонный с длинным рукавом серого или белого цвета», Вар. 1: щётка для волос деревянная или гребень, Вар. 2: круглое зеркало, твёрдая матовая губная помада бордового или рубинового цвета».
8. Списки оборудования к каждому ключевому сюжету
«Объективы 50 и 135 мм, белый отражатель 110 см – 2 шт., стойка – 2 шт.».
Помимо или вместо отдельных списков к каждому сюжету можно составить общий список. По последнему удобно собирать комплект оборудования перед съёмкой и проверять целостность комплекта при погрузке-выгрузке в месте съёмки.
Пример общего списка представлен на рис. 18.
9. Световая схема для каждого ключевого сюжета или общая для всех сюжетов
Она может отражать:
количество источников света,
их функциональные роли
«Р» – рисующий, «З» – заполняющий и прочие,
типы и параметры модификаторов (насадок)
«С2 90х60» – софтбокс с двумя рассеивающими слоями размером 90 х 60 см,
расположение источников света относительно точки съёмки и модели,
высоту источников над уровнем земли
«2,5 м» или «В3» – соответственно, в метрах или по количеству разложенных колен стойки («высота – 3 колена»), если стойки одинаковые и знакомые фотографу «в деле»,
угол наклона светового потока по вертикали
«сверху вниз», «напротив лица модели»,
угол распространения светового потока относительно освещаемых объектов
боковое, градиентное, фронтальное освещение,
мощности активных искусственных источников света или соотношение мощностей относительно друг друга
«М1/4» – четверть полной мощности вспышки;
Для импульсных источников с цифровым управлением мощности удобно обозначать в EV: «М5,0» или «М5+2/3 EV».
Световая схема часто изображается в проекции «вид сверху на снимаемую сцену» и, иногда, дополнительно, в проекции «вид сбоку».
Рис. 7. Набор световых схем к съёмке обнажённой натуры в интерьере. Три схемы являются общими для 5-7 запланированных сюжетов. Здесь я отобразил лишь расположения источников света относительно модели и основных объектов снимаемой сцены.
Рис. 8. Описание световой схемы к отдельному сюжету. Здесь я указал не только расположение источников света относительно модели, фотоаппарата и предметов вокруг, но и привёл параметры съёмки, мощности источников, а также опорную иллюстрацию, отражающую желаемый результат-фотографию. В разрабатываемом проекте – одном из первых, реализуемых мной в съёмке обнажённой натуры – я подобрал готовые сюжеты-кадры, которые соответствовали придуманной мной концепции съёмки. На предварительной встрече я согласовал их с моделью. Во время съёмки я выбирал из нескольких подобных схем-иллюстраций, распечатанных на отдельных листах А4, одну и просил помощницу расставить источники и настроить их согласно схеме. Чтобы ассистент мог прочитать схему, мы заранее встретились и обсудили условные обозначения.
10. Сопроводительные иллюстрации к элементам образа, отдельного сюжета или к съёмке в целом
Могут быть фотографиями, кадрами из фильмов, видеорядов или репродукциями образчиков изобразительного искусства. Когда одна иллюстрация находится в одном файле-изображении (в последнем можно скомпоновать несколько фотографий), то в имени файла удобно указывать, на что следует обратить внимание в данной иллюстрации. Например: «Макияж», «Причёска», «Свитер», «Световая маска», «Положение рук», «Положение тела, эмоция и атмосфера», «Всё, кроме юбки и туфлей». Этот приём оформления я перенял несколько лет назад у стилиста, с которым впервые сотрудничал, и активно его применяю в своей практике.
Автор: Марк Лаптенок